Материалы, используемые для ковров

Удивительно, но в нашу эпоху всеобщего прогресса, лучшие ковры до сих пор создаются именно вручную. Ни одна машина или промышленное производство не заменят удивительного мастерства и техник плетения, которые передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Мастера используют различные материалы, различные методики плетения и, конечно, стараются сделать каждое своё творение неповторимым. 

 МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОВРОВ

 ШЕРСТЬ 


Как и столетия назад, основным материалом для изготовления ковра, является шерсть. Используются разные виды шерсти: овечья, верблюжья, козья и даже шерсть яка. На первый взгляд, во всех этих видах шерсти нет абсолютно никаких различий. На самом деле, шерсть отличается по прочности, по восприимчивости к окрашиванию и по мягкости ворса. Наиболее ценной и часто используемой для создания пряжи является овечья шерсть. Но и здесь есть свои особенности. Например, есть породы овец, которые дают наиболее мягкую шерсть или важен рацион питания овец, т.к. он влияет на прочность шерсти. Необходимо также учитывать с каких именно мест состригается самая лучшая шерсть и в какое время года нужно её состригать. Лучшей считается шерсть молодых животных; она еще не приобрела жестскость, характерную для зрелых особей.

После того как шерсть сострижена, её тщательно промывают в теплой воде и сушат, но только не на солнце. Шерсть должна быть немного влажной перед тем как скручивается нить, это способствует лучшей прочности и тонкости. Готовые нити настолько тонкие, что сложно разобраться как именно их сплели. Но умелые специалисты по способу скручивания нити могут не только сказать в какой части света была спрядена нить, но даже в каком именно городе. 


ШЕЛК


 Самым дорогостоящим и ценным материалом для создания ковра всегда считался шелк. Только при помощи тончайших шелковых нитей можно передать необычайную палитру оттенков и сделать практически миниатюрные рисунки. Кроме того, шелк обладает особым блеском и яркостью, а краски на ковре со временем становят лишь ярче. Шелк получают из коконов шелкопряда, которые необходимы ему для превращения в бабочку. Коконы промывают, высушивают и разворачивают в мотки для того, чтобы потом сплести пряжу. Из семи килограммов коконов получатеся не более одного килограмма пряжи, поэтому этот материал имеет такую высокую стоимость, а изделия из него – такую ценность. 


ХЛОПОК 


Натуральный хлопок используется для прядения основных нитей ковра. Этот материал достаточно прочен и его можно сильно натягивать, поэтому он идеально подходит для основы. Хлопок тяжело окрасить и при попадании влаги он разбухает, поэтому не используется в качестве нитей для создания самого полотна ковра. Ковры на хлопковой основе очень плотные и имеют высокую износостойкость. 


КРАСИТЕЛИ 


Всем народам Азии присуща любовь к цвету. По сей день, в некоторых регионах для окрашивания используются натуральные красители. Ковроделы умело используют яркие цвета и поразительно гармонично их сочетают вместе. Использование натуральных красителей при изготовлении ковра ручной работы безусловно повышает ценность изделия. Сейчас, как и много столетий назад, такие красители получают старинными способами.

Красный – самый популярный цвет любого ткача. Его добывают из корня марены, который покрыт толстым слоем красно-бурой коры. С давних лет корни этого растения ценились в тестильной промышленности и применялись для окрашивания. Для того, чтобы получить различные оттенки красного, в готовый краситель добавлялись: *лимонная кислота для оранжевого; *перетертая в порошок древисина красного сандала для розового; *краска, полученная из жуков-паразитов кошенили для багряного; цветки дикого шафрана для чистого золотистого цвета.

Желтый цвет в основном получают из куркумы, синий – из корня индиго. Даже кожура граната используется для получения новых оттенков желтого или оранжевого цветов. Для добычи краски используют даже пыльцу некоторых растений.

Бежевый, песочный или коричневый получатеся из коры дуба или каштана. Но хорошая шерсть сама по себе имеет бежевый цвет и не нуждается в окраске.

Зеленых оттенков добиваются посредством смешения желтого и синего цветов.

Безусловно, современные мастера в большей степени используют искусственные красители. Это значительно упрощает и удешевляет процедуру окрашивания. Что касается самого цвета, то только искусственные красители позволяют добиться такой степени насыщенности и блеска, какую не даст ни один натуральный краситель.

Многие ткачи смешивают натуральные и искусственные красители, добиваясь тем самым необходимой глубины цвета и не оказывая сильное влияние на прочность нитей.