Технология производства ковров

Прежде всего мастер придумывает эскиз будущего ковра. Разработка эскиза начинается со сбора и накопления изобразительного материала путем выполнения натурных зарисовок фрагментов или отдельных элементов со старых ковров, имеющих интересные композиционные решения. На основе подбора этого материала разрабатывается графический проект ковра.
    
Затем выполняется цветной вариант этого эскиза, т. е. определяется общий колорит и цветовые компоненты полихромной расцветки ковра. Следующим ответственным этапом является составление и расчет технического рисунка. Технический рисунок ковра содержит в себе все сведения о будущем изделии: размеры длины и ширины, количество нитей основы и утка, какие узоры и цвета участвуют в создании ковровой композиции.

Перед началом плетения необходимо подготовить все материалы к дальнейшей работе. Поскольку шерсть является основным сырьем для изготовления ковров, она должна быть тонкой и чистой и пройти несколько этапов прежде, чем стать частью произведения искусства.
Чесание
Чесание - это процесс расчесывания и очистки шерсти. Поскольку шерсть является основным сырьем для изготовления ковров, она должна быть тонкой и чистой. При качественном чесании каждый волосок отделяется от другого, и все загрязнения убираются.
    
Прядение
После вычесывания, шерсть вымачивается и скручивается, чтобы придать пряже желаемую толщину. Этот процесс носит название прядение. Пряжа мягкости 5-7 нитей на дюйм (25,4мм) является идеальной для тканья. Прядение - традиционное умение индийцев. И хотя ручная пряжа имеет неоднородную структуру, она придает особый вид готовому изделию. Чтобы обеспечить желаемую толщину шерсть должна быть идеально вычесана.
   
Окрашивание
Окрашивание шерсти - очень сложный процесс. Он требует колоссального внимания и сноровки для получения желаемого цвета.
   
Плетение
Для изготовления неповторимого ковра нужно вплести в его основу огромное количество узелков, являющимися главной составной частью будущего ворса. Основа ковра - это параллельные нити, протянутые между реями станка по длине будущего ковра, на которые навязываются в последствии узелки. Уток проходит по ширине ковра под нитями основы, над ними и между рядами узлов. В процессе плетения ряд ворсовой шерсти привязывается сперва к нитям основы. Затем две нити утка продеваются через нее. Узелки и шерсть утка плотно прибивается к ранее сплетенному ряду с помощью устройства похожего на расческу. После плетения нескольких рядов концы ворса подстригаются, формируя ровную поверхность ковра. Затем все повторяется сначала. Плотность плетения индийских ковров варьируется от 120 000 до 350 000 узелков на 1 м2, а пакистанских в среднем 200 000.
   
Мастер по изготовлению ковров, благодаря своему опыту и профессионализму, способен ввязать узел в основу ковра в течение двух секунд, что составит за день, при несложном математическом подсчете, восемь тысяч узелков! Поэтому ковры ручной работы являются настоящими высококачественными произведениями художественного искусства. Хороший ткач может соткать приблизительно 4.5 м2 за месяц.
Мойка
После того, как ковер соткан, его моют, чтобы убрать грязь и восстановить природное сияние шерсти.
   
Растягивание
После мойки и сушки, ковер растягивают во все 4 стороны. Это помогает сохранить форму ковра.
   
Стрижка
И, наконец, ковер вручную подстригается. Мастера специально изготовленными плоскими ножницами состригают длину ворса до необходимой. Это очень тонкий процесс, поскольку одно неправильное движение может уничтожить весь ковер. После этого этапа ковер готов предстать взорам будущих покупателей.