Регионы производства персидских ковров

ТЕБРИЗ   

 Тебриз известен как один из старейших центров ковроткачества и получил своё развитие в «Золотые Времена» персидского региона, когда шахская правящая династия активно создавала ковровые мастерские и развивала персидское искусство. Позже регион стал делать часть продукции на экспорт специально для западного рынка. Западные компании начали открывать мастерские и распространили своё влияние почти на весь регион. Тем не менее, качество ковров, изготавливаемых и по сей день в Тебризе, не потеряло своей ценности: плетение у ковров плотное, орнамент тонкий, четко проработанный, а цвета гармоничны.



 САРУГХ         

 Развитие Саругха в мире ковров началось только в XIX веке. Регион считался одним из основных производственных центров продукции, предназначенной на экспорт. Изделия отличались особой роскошью и изыском, так как производились для избалованных иноземных покупателей.

Орнаменты могут иметь самые разнообразные сюжеты: медальон, букеты цветов и драгоценные камни, пальметты и маленькие розочки. Выделка у ковров была очень тщательная, фактура мягкая, а в колористике преобладал розовый цвет. Характерной особенностью ковров этого региона является именно цвет: особый оттенок розового, который имеет своё название – дугх. Он получается при помощи окрашивания ковра в следующей смеси: простокваша с водой и порошок из корня марены.



Ковер, содержащий элементы медальона, цветов и геометрических форм XIX века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

ТЕГЕРАН

Тегеран был и есть основным центром, куда стекаются все творческие замыслы и нововведения в ковроделии со всех окрестностей Ирана. Здесь замыслы дорабатываются и совершенствуются, чтобы иметь возможность удовлетворить самые взыскательные потребности истинных ценителей иранских ковров. 

В Тегеране расположено большое количество школ искусств и ремесленных мастерских, поэтому культурная жизнь всегда кипит и поражает новыми решениями уже знакомых сюжетов. Город славился своими мастерами еще с XIX века. Именно здесь воплотились в жизнь новые сюжеты на фоне известных с древности мотивов. Местные художники не боялись пойти на поводу у своего вдохновения и создавали беспрецедентное композиции, навеянные то ли врожденным эстетическим вкусом, то ли желанием творческого эксперимента. Это отразилось на общих чертах ковров, сотканных в Тегеране: их просто нет. Из-за бурной  атмосферы и смешения стилей, сюжеты ковров этого региона постоянно меняются и просто невозможно определить единую направленность произведений. Естественно, цветовая гамма так же менялась от одного изделия к другому и имела полностью непредсказуемый характер.

Единственным общим признаком у ковров данного региона является качество. Весь обрабатываемый материал был лучшего качества, изделия отличались тщательнейшим плетением и имели высочайшую плотность.


Иранский ковер с символическим изображением птицы Симург XVI века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

КУМ

Кум как регион ковроткачества развился очень поздно, только в XX веке. Издревле город считался священным центром мусульманской духовности и производству ковров здесь не уделялось особое внимание. Тем интереснее, что за столь короткий период искусство ковроделия достигло необычайных высот.

Основной тематикой для ковров этого региона является растительный орнамент. Местные мастера могут перерабатывать традиционные композиции ковров из других регионов, но всегда оставляют неизменным присутствие стеблей и цветков, будто ветром разнесенных по всему ковру. Несмотря на то, что такие произведения похожи на композиции, присущие другим регионам Ирана, у них есть своя отличительная черта – легко распознаваемая кайма в виде рамки, состоящая из нескольких полос декора.

Ковры из Кума так же отличаются особой сверхтонкостью, несравнимой ни с одним другим ковром. Многие ковры выполнены из особой нежнейшей шерсти,  которую вплетаются шелковые нити. 

Колористика у ковров этого региона широкая, но в то же время изысканная. Оттенки всегда приятные и радующие глаз.