Регионы производства персидских ковров

ТЕБРИЗ   

 Тебриз известен как один из старейших центров ковроткачества и получил своё развитие в «Золотые Времена» персидского региона, когда шахская правящая династия активно создавала ковровые мастерские и развивала персидское искусство. Позже регион стал делать часть продукции на экспорт специально для западного рынка. Западные компании начали открывать мастерские и распространили своё влияние почти на весь регион. Тем не менее, качество ковров, изготавливаемых и по сей день в Тебризе, не потеряло своей ценности: плетение у ковров плотное, орнамент тонкий, четко проработанный, а цвета гармоничны.



 САРУГХ         

 Развитие Саругха в мире ковров началось только в XIX веке. Регион считался одним из основных производственных центров продукции, предназначенной на экспорт. Изделия отличались особой роскошью и изыском, так как производились для избалованных иноземных покупателей.

Орнаменты могут иметь самые разнообразные сюжеты: медальон, букеты цветов и драгоценные камни, пальметты и маленькие розочки. Выделка у ковров была очень тщательная, фактура мягкая, а в колористике преобладал розовый цвет. Характерной особенностью ковров этого региона является именно цвет: особый оттенок розового, который имеет своё название – дугх. Он получается при помощи окрашивания ковра в следующей смеси: простокваша с водой и порошок из корня марены.



Ковер, содержащий элементы медальона, цветов и геометрических форм XIX века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

ТЕГЕРАН

Тегеран был и есть основным центром, куда стекаются все творческие замыслы и нововведения в ковроделии со всех окрестностей Ирана. Здесь замыслы дорабатываются и совершенствуются, чтобы иметь возможность удовлетворить самые взыскательные потребности истинных ценителей иранских ковров. 

В Тегеране расположено большое количество школ искусств и ремесленных мастерских, поэтому культурная жизнь всегда кипит и поражает новыми решениями уже знакомых сюжетов. Город славился своими мастерами еще с XIX века. Именно здесь воплотились в жизнь новые сюжеты на фоне известных с древности мотивов. Местные художники не боялись пойти на поводу у своего вдохновения и создавали беспрецедентное композиции, навеянные то ли врожденным эстетическим вкусом, то ли желанием творческого эксперимента. Это отразилось на общих чертах ковров, сотканных в Тегеране: их просто нет. Из-за бурной  атмосферы и смешения стилей, сюжеты ковров этого региона постоянно меняются и просто невозможно определить единую направленность произведений. Естественно, цветовая гамма так же менялась от одного изделия к другому и имела полностью непредсказуемый характер.

Единственным общим признаком у ковров данного региона является качество. Весь обрабатываемый материал был лучшего качества, изделия отличались тщательнейшим плетением и имели высочайшую плотность.


Иранский ковер с символическим изображением птицы Симург XVI века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

КУМ

Кум как регион ковроткачества развился очень поздно, только в XX веке. Издревле город считался священным центром мусульманской духовности и производству ковров здесь не уделялось особое внимание. Тем интереснее, что за столь короткий период искусство ковроделия достигло необычайных высот.

Основной тематикой для ковров этого региона является растительный орнамент. Местные мастера могут перерабатывать традиционные композиции ковров из других регионов, но всегда оставляют неизменным присутствие стеблей и цветков, будто ветром разнесенных по всему ковру. Несмотря на то, что такие произведения похожи на композиции, присущие другим регионам Ирана, у них есть своя отличительная черта – легко распознаваемая кайма в виде рамки, состоящая из нескольких полос декора.

Ковры из Кума так же отличаются особой сверхтонкостью, несравнимой ни с одним другим ковром. Многие ковры выполнены из особой нежнейшей шерсти,  которую вплетаются шелковые нити. 

Колористика у ковров этого региона широкая, но в то же время изысканная. Оттенки всегда приятные и радующие глаз.



Иранский ковер растительным орнаментом XVII века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

КАШАН

Кашан многие столетия оставался культурным центром Персии. Создание нескольких крупных ковровых мастерских при дворе шахской династии лишь способствовало расцвету и прославлению этого региона. 

Сегодня ткацкое искусство региона направлено на воспроизведение изящных сюжетов старины. Качеству уделяется не так много значения, как в древности, но есть некоторые изделия, сотканные с учетом всех старых традиций. В основу таких ковров для большей плотности вплетали золотые или серебряные нити.

Орнамент, как правило, передавал сюжет с центральным медальоном, но выполнен был со своими особенностями. На подобных коврах кроме медальона, могли размещаться всевозможные миниатюры.

Присутствие красного цвета – это неотъемлемая часть любого ковра из Кашана. Но как и все иранские ковры, они отличались удивительным балансом красочности и утонченности.



Ковер Кашан XVI века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

ИСФАХАН

Исфахан всегда был гордостью своего народа. В нем сосредоточено обилие мастерских, школ творчества и искусства. Мастера Исфахана умеют на редкость точно воплощать драгоценные художественные традиции с присущим только им живописным мастерством.

Столичная кипящая жизнь не могла не отразиться на сюжетной линии исфаханских ковров. Художники выполняли ковры в богатой и оживленной манере, стараясь передать все свои творческие способности и непревзойденное мастерство. Орнаменты ковров наполнены растительной символикой и в то же время, могут содержать элементы традиций исламского народа: медальон, райский сад, михраб. Некоторые мастера используют и местный сюжет, представленный в виде побегов виноградной лозы, которые растекаются по всей поверхности ковра, и соединяют все компоненты в одну сюжетную линию. 

Наиболее узнаваемым цветом исфаханского ковра является особый небесно-голубой цвет. Преимущественно все ковры, имеющие в своей палитре большое количество этого цвета, вызывают исключительно восторг и восхищение.



Ковер с растительным орнаментом XVI века, Музей Метрополитен, Лондон, Великобритания.

НАИН

Ковроткачество в Наине началось относительно недавно по сравнению в другими регионами Ирана, только в XX веке. Но это нисколько не сказалось на изделиях, производимых в регионе. Благодаря высоким стандартам качества, наинские ковры быстро получили известность среди искусных ценителей этого мастерства. 

Соседствуя с Исфаханом и Кашаном, сюжеты наинских ковров сильно перекликаются с мотивами, характерными для этих двух регионов. В Наине так же отдается предпочтение изображению медальона. Изображения на наинских коврах как будто имеют рельефную структуру и возникает ощущение, что ковры подсвечиваются изнутри. Эти эффекты достигаются особым приёмом: каждый рисунок обведен тонкой шелковой нитью белого цвета.



Основная цветовая гамма, преобладающая в коврах этого региона – это темно-синий или голубой, а также бежевый. В наинских коврах никогда не увидишь кричащих цветов, вся колористика направлена на гармонию.