Познавательная терминология в мире ковров: Часто в своей жизни мы сталкиваемся со словами, значение которых нам не совсем понятно.
Абраш - цветовые переходы одного тона в ковре, получившееся в результате окраски нитей красителями, смешанными вручную. Данные переходы не являются дефектом и применимы только для ковров ручной работы.
Авшан переводится с персидского как «усеянный» и подразумевает обильный растительный орнамент на коврах без центрального медальона.
Банди - так называют узор, сочетающий в себе ленты и решетки на персидских коврах.
Бергама - турецкие ковры ручной работы, которые ткут в окрестностях города Бергама на западе Турции. Также известны как Анатольские (Анатолия - старинное название Турции) ковры и, как правило, имеют квадратную форму. Ткут данные ковры из шерсти на красной уточной основе, поэтому изнанка полосатая. Геометрический орнамент ковра выполняется вокруг большого абстрактного медальона и разбавляется символическим изображением цветов.
Биджар - город в западном Иране, населенный преимущественно курдами. Мастера ковроделия данного региона применяют необычную систему плетения, которая сочетает в себе двойной уток и турецкий симметричный узел, что делает изделие очень плотным. Кроме этого, шерсть для ковров используют влажную, а после высыхания она уменьшается и делает ковер буквально железным. Основной орнамент - это простые геометрические формы на пустом поле.
Вагх-Вагх - индийский ковер ручной работы, орнамент которого представлен как мифологическое дерево с висящими на нем поющими головами.
Вагирех - мини-ковер, который создается в качестве образца для ковра обычного размера. Как правило, имеет такой же орнамент, декор и мельчайшие детали для перенесения на большое изделие. После изготовления конечного изделия, вагирех выставляется на продажу и имеет особую ценность среди коллекционеров.
Габбех (ковры) - очень простые ковры ручной работы с длинным ворсом. Ранее прялись кочевыми племенами в южном Иране и Индии. Ковры создавались по принципу: что ткач увидел, то и воспроизвел. Каждый ковер является уникальным произведением, благодаря такому неожиданному стилю. Обычно эти ковры толстые, с плотным высоким ворсом. Орнамент выполняется с применением геометрических узоров и абстрактным изображением животных людей.
Гобелен - тканая безворсовая копия художественного произведения. Начало производства гобеленов положили мастера Франции и Бельгии. Сегодня наиболее качественные и популярные гобелены ткутся в Китае.
Зиглер (ковры) - ковры ручной работы, сделанные в 80-х гг XIXвека-30-х гг ХХвека на западе Ирана. Эти ковры ткались для британской компании Зиглер, имели традиционные персидские узоры и отличались пастельной цветовой гаммой.
Карпеш («кар» - ремесло, умение; «пеш» - шаль, сотканная из мягкой козьей шерсти по принципу плетения паласа) – это изделия, узор которых формируется за счет переплетения утока изделия и его основы. Так, для армян подобное изделие - это КАРПЕТ, для англичан любой ковер КАРПЕТ (CARPET).
Килим - это двустороннее тканое безворсовое полотно. Так же это название одной из техник плетения ковра, когда узор образуется на счет нитей утока, скрученных не особо туго и покрывающих нити основы. Основной чертой килимов является присутствие рисунка, похожего на диагональные лесенки. Килимы производят в Турции, Иране, Афганистане и странах Кавказа.
Машу - обобщенное название ковров, не имеющих ворса, в Средней Азии.
Михраб - ниша в стене мечети, обычно выполненная в виде двух-трех колонн и арки над ними, которая указывает направление к мусульманской святыне во внутреннем дворе мечети. Также михраб - это молитвенная ниша на ковре, остриё которой направляется в сторону Мекки во время молитв.
Намазлык - небольшой ковер для намаза (т.е.молитвы) у мусульман.
Обюссон - французские ковры и гобелены. Свое название эти изделия получили благодаря городу Обюссон (Aubusson), где в сер.XVIIвека началось их производство. Дизайны были заимствованы из Турции, а затем из Англии.
Пазырык - место, где было обнаружено несколько захоронений, в 70 км от границы с Китаем в восточном Алтае (Россия). Эти захоронения датируются примерно V веком до н.э., и благодаря климат и мерзлоте в нескольких захоронениях, были выявлены органические вещества в превосходной форме. Там же был найден один из самых древних ворсовых ковров, который так и назвали Пазырык. Сегодня ковер Пазырык хранится в музее Эрмитаж, город Санкт-Петербург.
Сумах (ковры) - ковры, в технике плетения которых используется схема 2/4: нити утка сначала проходят под двумя нитями основы, а затем - над четырьмя. В основном такие ковры плетут на Кавказе.
Уилтон - ворсовые ковры машинного производства, производство которых зародилось в одноименном городе в Англии в XVIвеке. Дизайны этих изделий повторяют персидские и индийские узоры, а машинный способ производства позволяет делать практически любые размеры.
Фарш - означает «ковер» в пер.с персидского языка.
Хасир - циновка, сплетенная из прессованного камыша. Мусульмане обычно подкладывают её под хороший ворсовый или безворсовый ковер для защиты от сырости.
Хали в пер.с персидского означает «главный ковер», находящийся в доме.
Чарханга - декор в виде символического изображения краба, который используется в орнаментах ковра.
Шегги (ковры) - ковры с очень длинным ворсом, создающие впечатление «махровых». Изготавливаются из самых различных материалов: от натуральных до синтетических и имеют большую популярность в современных интерьерах.
Шадорван - очень дорогой ковер, сотканный по тончайшей технологии в средние века. Использовался в качестве занавеса или покрывала.
Энси - тканое полотно, используемое как занавес в дверном проёме юрты. Дизайны имитируют индийские и персидские мотивы.